Мониторинг цен конкурентов с помощью автоматизированной системы мониторинга на примере анализа цен аптечного ассортимента. Этапы и реализация.

Вопросы, на которые мы постараемся дать ответ в статье:

  1. Для чего нужен мониторинг цен конкурентов?
  2. Какие действия нужны, чтобы получить качественный анализ цен на сайтах конкурентов?
  3. Какую информацию мы получаем в результате мониторинга цен конкурентов?
  4. Как используется анализ цен и ассортимента конкурентов для увеличения прибыли?

Определение задач и целей

Мониторинг цен конкурентов в интернете и отслеживание наличия товаров на интернет-площадках конкурентов позволяет компании быстро получить важную информацию для своевременного принятия маркетинговых и стратегических решений.

Поэтому в начале мы определяем, какие задачи необходимо решить.

Пример возможных задач для анализа цен конкурентов:

  • Выявить товарные позиции, где цена конкурентов значительно выше;
  • Узнать о предложениях, где цена конкурентов привлекательней для клиентов;
  • Выявить демпинг со стороны конкурентов;
  • Узнать периоды отсутствия каких-либо товаров на сайтах конкурентов;
  • Откорректировать прайс-лист в зависимости от цен и наличия товара на сайтах конкурентов по заданному алгоритму;
  • Выявить отклонения ассортимента конкурента в сторону того или иного аналога.

В нашем примере мы ставим следующие цели для мониторинга цен аптечного ассортимента на интернет-площадках конкурентов:

  1. Ежедневно получать информацию о ценах на выбранных сайтах по списку товаров
  2. Сравнивать цены заказчика «Аптека А» с ценами на сайтах конкурентов
  3. Ежедневно проводить анализ цен конкурентов и получать следующие аналитические отчеты:
    • Максимальная, минимальная и средняя цена по каждому товару
    • Список товаров с ценами конкурентов ниже на 20%
    • Список товаров с ценами конкурентов выше на 20%
    • Список товаров, которых нет в наличие на сайтах конкурентов

В зависимости от целей и товарного ассортимента для Заказчика создаются индивидуальные отчеты и фильтры.

Входные данные

В начале у нас есть следующие входные данные:

  1. Список товаров (далее «наши товары»)
  2. Прайс-лист на товары (далее «наши цены»)
  3. Список сайтов конкурентов

Чтобы иметь возможность выполнить цель под пунктом 1 и получить цену конкурента на товар из нашего списка, мы должны найти этот же товар у конкурента, сопоставить и связать наш товар с товаром на сайте конкурента.

Сопоставление товарного ассортимента

Когда товары на разных сайтах имеют одинаковые названия, единый артикул и ключевое слово, например «Смеситель АВС123», то связать такие товары можно с помощью автоматического поиска и сопоставления наименований.
Но в нашем случае, ситуация другая. Анализ аптечного ассортимента через поисковые инструменты на сайтах интерне-аптек показал, что названия идентичных товаров на разных площадках отличаются и представлены в не структурированной форме:

  • Сокращения, единицы измерения, торговые названия имеют произвольный вид
  • Названия производителей и упаковщиков также не имеют стандартного вида
  • Некоторые характеристики товара из описания могут быть вынесены в наименование товара, что не дает возможности простого сопоставления наименований

Примеры:

Название товара A на площадке 1:  АМОКСИКЛАВ ПОР.Д/ИН. ФЛАКОН 1200МГ N5 (Лек Д.Д.)
Название товара A на площадке 2:  АМОКСИКЛАВ 1,0+0,2 N5 ФЛАК ПОР Д/Р-РА В/В (ЛЕК/LEK D.D.)
Название товара A на площадке 3:  Амоксиклав фл. 1200мг лиоф.пор.№5 (Сандоз ГмбХ/Лек д.д.)

Название товара В на площадке 1: ВАЗОНИТ 0,6 N20 ТАБЛ ПРОЛОНГ П/О
Название товара В на площадке 2: ВАЗОНИТ ТАБЛ П/ПЛ.ОБ РЕТАРД 600МГ N20
Название товара В на площадке 3: Вазонит таблеткиретард 600мг №20 **

Название товара С на площадке 1: Р-Р Д/ЛИНЗ RENU MPS 240МЛ
Название товара С на площадке 2: РЕНЮ Р-Р Д/КОНТАКТНЫХ ЛИНЗ МУЛЬТИСИСТЕМНЫЙ/MPS 240МЛ
Название товара С на площадке 3: Р-Р Д/ЛИНЗ RENU MPS УНИВЕРСАЛЬН 240МЛ

Для сопоставления таких товаров мы разработали систему настраиваемого сопоставления, которая используется совместно с ручной проверкой.
Наименования сравниваются по ряду параметров и характеристик. На основе совокупности взвешенных коэффициентов система находит идентичные товары и аналогичные товары (например, другого производителя) из загруженного в базу данных ассортимента с различных площадок.

Для сложных наименований обязательно подключается ручное сопоставление. Человеком  проверяется и анализируется  результат автоматизированного сопоставления товаров. Таким образом получаем качественный результат сопоставления названий и привязки товаров с разных интернет-площадок до 99%.

Только правильно установленные связки товаров дадут возможность построения корректных отчетов. Поэтому сопоставление товаров — это самый важный этап перед началом запуска системы отслеживания цен конкурентов.

В нашей системе мониторинга имея группы сопоставленных товаров мы можем сравнивать цены относительно любого поставщика из базы данных системы.

Запуск системы мониторинга

В базе системы мониторинга на момент начала отслеживания цен конкурентов мы имеем:

  1. Каталог наших товаров
  2. Загруженные цены на наши товары
  3. Каталог товаров конкурентов, сопоставленный с нашими товарами

Запускаем систему мониторинга. Настраиваем интервал проверки цен и получаем следующие данные в режиме реального времени:

  • Количество проверенных цен
  • Количество цен, ожидающих проверки
  • Количество товаров, где связанные наименования у конкурентов поменялись
  • Количество цен, которые изменились (актуализировались)

Если по ходу мониторинга на какой-либо интернет-площадке меняется название сопоставленного товара, то такой товар переходит в отдельную группу и сопоставляется заново.

По завершению проверки цен формируются необходимые отчеты с использованием полученных данных.

  • Отчеты доступны в Личном кабинете.
  • Отчеты можно выгрузить в файл.
  • Доступ к информации в Личном кабинете может быть разграничен правами для разных групп пользователей.

Вопросы и Ответы

Мониторинг цен конкурентов помогает компаниям выявить возможности оптимизации затрат при ценообразовании и увеличить прибыль. Эффективное использование результатов анализа цен и ассортимента конкурентов дает компаниям больше возможностей для принятия правильных маркетинговых и стратегических решений.

Можно ли получить больше прибыли с товара?

Мониторинг цен конкурентов показывает, какие товары можно предлагать чуть дороже, при этом оставаясь привлекательными для клиентов, тем самым повышая прибыль без дополнительных затрат.

Есть ли резервы для снижения затрат по товару?

Анализ цен конкурентов дает возможность пересмотреть закупочные цены на товары, которые у компании продаются на порядок дороже, оптимизировать затраты и сформировать конкурентное предложение для клиентов не теряя прибыли.

Как с выгодой использовать период отсутствия ходового товара в интернет-магазинах конкурентов?

Компания автоматически выставляет более выгодную для себя цену на товар на период отсутствия данного товара на сайтах конкурентов.

Какие товары из одинаковых категорий продают конкуренты?
Какие аналоги продают конкуренты и по какой цене?

Ответы на данные вопросы помогают компаниям оценивать свой ассортимент, добавлять или убирать часть товаров согласно своим корпоративным внутренним стратегиям.

Какая система мониторинга используется в примере?

Для предоставления услуг по мониторингу цен конкурентов мы используем программное обеспечение собственной разработки — автоматизированная система мониторинга предложений в Интернете «O2B AOMS»

Наши возможности, отличия и преимущества:

  • Мониторинг различных категорий цен: текущих цен,  розничных цен, специальных цен, акций, цен в зависимости от параметров товара;
  • Мониторинг изменения названий товара у конкурентов, изменения описания и характеристик товара;
  • Мониторинг цен в любой валюте с последующим ее перерасчетом по нужному курс при необходимости;
  • Кастомизация отчетов под нужды Заказчика входит в стоимость мониторинга;
  • Индивидуальная база данных у каждого Заказчика. Мы не перепродаем информацию и собранные данные третьим лицам;
  • Статистика и результат проверки цен видны в режиме реального времени;
  • Хранение истории изменения цен;
  • Настройка индивидуального расписания проверки цен;
  • Получения отчета к определенному времени;
  • Гарантийная техническая поддержка на весь период контракта:
    поддержка корректного мониторинга цен, поддержка правильного сопоставления товаров;
  • Разработка индивидуальных отчетов;
  • Переоценка товаров Заказчика и формирование нового прайс-листа на основе цен и наличия товара на сайте конкурента.